углеродный и водный сЛед

РАСЧЁТ, валидация, ВЕРИФИКАЦИЯ ПАРНИКОВЫХ ГАЗОВ

В соответствии с аккредитацией ВЭБ.РФ, Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт), Немецкого института стандартизации DIN.

Предлагаем комплекс услуг по подсчёту углеродного следа с последующей валидацией, верификацией парниковых газов, в соответствии с правилами по трансграничному углеродному регулированию (Carbon Border Adjustment Mechanism, CBAM), актуальными и планируемыми изменениями в законодательстве РФ, тенденциями на мировом рынке.

В комплекс, предлагаемых нами, услуг входят:

  • Участие в «Климатическом проекте»;
  • Пред-верификационная подготовка исходных документов;
  • Инвентаризация источников парниковых газов (расчет карбонового следа предприятия);
  • Расчет углеродного следа продукции (УСП);
  • Валидация, верификация парниковых газов (углеродного следа);
  • Консультационные услуги по климатической повестке (обучение новому направлению, внедрение в бизнес понимания направления, разработка документации и пр.);
  • Подготовка ESG отчёта;
  • Присвоение ESG рейтинга;
  • Разработка рекомендаций по увеличению ESG-рейтинга;
  • Реализация сокращенных единиц на биржах или прямая реализация в дружественные страны.
Привлекаемые специалисты являются администраторами Системы добровольной сертификации «Климатический проект», зарегистрированной в соответствии с Решением Росстандарт, аккредитованы ВЭБ.РФ, являются сертифицированными членами Немецкого института стандартизации DIN, сотрудниками Организации Объединённых Наций по промышленному развитию UNIDO.

Система добровольной сертификации «Климатический проект» соответствует п.3 ст.12 Киотского протокола и зарегистрирована Управлением стандартизации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) в Едином реестре 19 мая 2021 г. (приказ Минпромторга России от 10.10.2012 г. № 1440).

Объектом сертификации является система управления субъектами хозяйственной и иной деятельности по регулированию парниковых газов в целях сокращения их выбросов (эмиссии), включая сертификацию углеродных единиц сокращения и (или) поглощения для дальнейшего их использования в качестве компенсационных единиц на основе экономических механизмов «чистого развития».

Деятельность Системы «Климатический проект» направлена на достижение следующих целей:

  • Подтверждать снижение уровня выбросов российских и зарубежных субъектов хозяйственной деятельности по шести видам парниковых газов (CO2, CH4, гидрофторуглеводороды, перфторуглеводороды, N2O, SF6) за отчётный период, включая сокращение углеродного следа продукции;
  • Гармонизация деятельности по сертификации управления субъектов хозяйственной и иной деятельности с требованиями международных и зарубежных норм и правил.
Для составления ТЗ на подготовку отчета о парниковых газах и на его верификацию необходимо учесть следующее:

  1. Наличие/отсутствие у предприятия-заказчика реестра источников выбросов ПГ, климатических проектов, данных мониторинга и документированных процедур в области регулирования ПГ;
  2. Требования к исходным данным и их качеству определены п.6.3.5. ГОСТ Р 56276-2014 /ISO/TS 14067:2013. Сбор данных предполагает возможность дополнительных запросов, включая первичные данные по конкретным объектам и вторичные данные, с учетом неопределенности измерений;
  3. На данный момент в России действуют требования к отчетам ГОСТ Р ИСО 14065-1-2007, в ЕС уже принят ISO 14065:2018. Российский орган по верификации будет аккредитован по ГОСТ Р ИСО 14065-2014, в ЕС действует ISO 14065:2020. Это не противоречит международным нормам, т.к. срок перехода на новую версию стандартов составляет 3 года с момента введения в действие. Исходя из этого российская версия отчета будет подготовлена по ГОСТ Р ИСО 14065-1, а европейская согласно ISO 14065:2018. Методология сбора данных и расчеты в этих версиях стандарта не отличаются. Переход РФ на новую редакцию стандартов серии 14060 закончится 31.12.2023;
  4. Выполнение полного комплекта услуг одной компанией предполагает пристрастность результатов оценки. Соответственно предложено два ТЗ, первое - на подготовку материалов для оценки, второе – оценку материалов начиная со сдачи материалов в Национальный реестр парниковых газов и заканчивая заверением таможенной декларации для направления в орган ПКУМ Евросоюза;
  5. Для предприятий-заказчиков работ на составление отчета по парниковым газов и на верификацию отчетов рекомендуется:
  • Определить предмет договора - «актуализация документов технического регулирования парниковых газов, проводимая в связи с принятием ВМО (ISO) новых редакций стандартов и введение ЕС ПКУМ (Carbon Border Adjustment Mechanism, СВАМ)»;
  • Определить 2021-2023 год базовым по уровню выбросов парниковых газов с учетом или без учета абсорбции;
  • Использовать при оценке выбросов парниковых газов материалы спутникового мониторинга.

ЗАКАЗАТЬ

СХЕМА ПРОЦЕССОВ валидациИ ПАРНИКОВЫХ ГАЗОВ

ВАЛИДАЦИЯ

В соответствии с СТО-01 «Порядок организации проведения работ по валидации и верификации парниковых газов», п. 5.4.5 Процесс выполнения верификации/валидации.

1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЯ
Согласование с клиентом типа задания, целей, критериев, области применения, порога существенности.
2. ФОРМИРОВАНИЕ КОМАНДЫ
Формирование команды экспертов для валидации парниковых газов.
3. Планирование валидации
Проведение стратегического анализа, определение порога существенности, тестирование оценок, оценка характеристик деятельности, связанной с ПГ, разработка плана валидации, разработка плана сбора свидетельств, утверждение планов валидации и сбора свидетельств, внесение изменений в планы по валидации и сбору свидетельств (при необходимости).
4. ВАЛИДАЦИЯ
Проведение валидации согласно плану валидации, проведение сбора свидетельств в соответствии с планом сбора свидетельств, оценка заявления в отношении ПГ, оценка полноты информации.
5. ЗАВЕРШЕНИЕ ВАЛИДАЦИИ
Подготовка выводов, подготовка заключения, подготовка отчета по валидации парниковых газов.
6. РЕЦЕНЗИРОВАНИЕ
Составление независимой рецензии на проведённую валидацию парниковых газов.
7. Заключение
Выдача заключения на проведённую валидацию парниковых газов.
Перечень документов, используемых при выполнении работ по валидации парниковых газов и определяющих требования к данным работам:

  • ГОСТ Р ИСО 14064-3-2021 «Часть 3. Газы парниковые. Требования и руководство по валидации и верификации заявлений в отношении парниковых газов»;
  • ГОСТ Р ИСО 14065-2014 «Газы парниковые. Требования к органам по валидации и верификации парниковых газов для их применения при аккредитации или других формах признания»;
  • IAF MD 6:2014 «Обязательный документ IAF для применения стандарта ISO 14065:2013 (Выпуск 2)»;
  • ГОСТ Р ИСО 14066-2013 «Газы парниковые. Требования к компетентности групп по валидации и верификации парниковых газов»;
  • ГОСТ Р ИСО 14064-2-2021 «Часть 2. Газы парниковые. Требования и руководство по количественному определению, мониторингу и составлению отчетной документации на проекты сокращения выбросов парниковых газов или увеличения их поглощения на уровне проекта».
  • ГОСТ Р ИСО 14067-2021 «Газы парниковые. Углеродный след продукции. Требования и руководящие указания по количественному определению» 

ЗАКАЗАТЬ
СХЕМА ПРОЦЕССОВ вЕРИФИКАЦИИ ПАРНИКОВЫХ ГАЗОВ

ВЕРИФИКАЦИЯ

В соответствии с СТО-01 «Порядок организации проведения работ по валидации и верификации парниковых газов», п. 5.4.5 Процесс выполнения верификации/валидации)

1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЯ
Согласование с клиентом типа задания, целей, критериев, области применения, порога существенности.
2. ФОРМИРОВАНИЕ КОМАНДЫ
Формирование команды экспертов для верификации парниковых гаов.
3. Планирование вЕРИФИКАЦИИ
Проведение стратегического анализа, выполнение оценок рисков, разработка мероприятий по сбору свидетельств, определение потребностей посещения площадки и составление графика.
4. ВЕРИФИКАЦИЯ
Выполнение верификации в соответствии с планом верификации, проведение сбора свидетельств в соответствии с планом сбора свидетельств.
5. ЗАВЕРШЕНИЕ ВЕРИФИКАЦИИ
Оценка заявления в отношении ПГ, оценка изменений рисков и порогов существенности, оценка существенности и актуальности свидетельств, оценка и документирование существенных искажений, оценка соответствия критериям.
6. РЕЦЕНЗИРОВАНИЕ
Составление независимой рецензии на проведённую верификацию парниковых газов.
7. Заключение
Выдача заключения на проведённую верификацию парниковых газов.
Перечень документов, используемых при выполнении работ по верификации парниковых газов и определяющих требования к данным работам:

  • ГОСТ Р ИСО 14064-3-2021 «Часть 3. Газы парниковые. Требования и руководство по валидации и верификации заявлений в отношении парниковых газов»;
  • ГОСТ Р ИСО 14065-2014 «Газы парниковые. Требования к органам по валидации и верификации парниковых газов для их применения при аккредитации или других формах признания»;
  • IAF MD 6:2014 «Обязательный документ IAF для применения стандарта ISO 14065:2013 (Выпуск 2)»;
  • ГОСТ Р ИСО 14066-2013 «Газы парниковые. Требования к компетентности групп по валидации и верификации парниковых газов»;
  • ГОСТ Р ИСО 14064-1-2021 «Часть 1. Газы парниковые. Требования и руководство по количественному определению и отчетности о выбросах и поглощении парниковых газов на уровне организации»;
  • ГОСТ Р 56267-2014/ISO/TR 14069:2013 «Газы парниковые. Определение количества выбросов парниковых газов в организациях и отчетность. Руководство по применению стандарта ИСО 14064-1»;
  • ГОСТ Р ИСО 14064-2-2021 «Часть 2. Газы парниковые. Требования и руководство по количественному определению, мониторингу и составлению отчетной документации на проекты сокращения выбросов парниковых газов или
    увеличения их поглощения на уровне проекта»;
  • ГОСТ Р ИСО 14067-2021 «Газы парниковые. Углеродный след продукции. Требования и руководящие указания по количественному определению»;

Заказать

ВОПРОСЫ ПО ВАЛИДАЦИИ, ВЕРИФИКАЦИИ ПАРНИКОВЫХ ГАЗОВ

Область аккредитации, примерная стоимость работ по валидации или верификации, описание прав и обязанностей заказчиков, связанных с осуществлением работ по валидации или верификации парниковых газов.

Области аккредитации по валидации парниковых газов:

  • 01.11 Выращивание зерновых (кроме риса), зернобобовых культур и семян масличных культур;
  • 01.12 Выращивание риса;
  • 01.13 Выращивание овощей, бахчевых, корнеплодных и клубнеплодных культур, грибов и трюфелей;
  • 01.19 Выращивание прочих однолетних культур;
  • 01.50 Смешанное сельское хозяйство;
  • 02.10 Лесоводство и прочая лесохозяйственная деятельность;
  • 02.40 Предоставление услуг в области лесоводства и лесозаготовок;
  • 38.21 Обработка и утилизация неопасных отходов.

Области аккредитации по верификации парниковых газов:

  • 01.11 Выращивание зерновых (кроме риса), зернобобовых культур и семян масличных культур;
  • 01.12 Выращивание риса;
  • 01.13 Выращивание овощей, бахчевых, корнеплодных и клубнеплодных культур, грибов и трюфелей;
  • 01.19 Выращивание прочих однолетних культур;
  • 01.41 Разведение молочного крупного рогатого скота, производство сырого молока;
  • 01.46 Разведение свиней;
  • 01.47 Разведение сельскохозяйственной птицы;
  • 02.10 Лесоводство и прочая лесохозяйственная деятельность;
  • 02.40 Предоставление услуг в области лесоводства и лесозаготовок;
  • 05.10 Добыча и обогащение угля и антрацита;
  • 05.20 Добыча и обогащение бурого угля (лигнита);
  • 06.10 Добыча нефти и нефтяного (попутного) газа;
  • 09.90 Предоставление услуг в других областях добычи полезных ископаемых;
  • 24.53 Литье легких металлов;
  • 24.54 Литье прочих цветных металлов;
  • 25.50 Ковка, прессование, штамповка и профилирование, изготовление изделий методом порошковой металлургии;
  • 25.61 Обработка металлов и нанесение покрытий на металлы;
  • 35.11.1 Производство электроэнергии тепловыми электростанциями, в том числе деятельность по обеспечению работоспособности электростанций;
  • 35.11.3 Производство электроэнергии атомными электростанциями, в том числе деятельность по обеспечению работоспособности электростанции;
  • 35.12 Передача электроэнергии и технологическое присоединение к распределительным электросетям;
  • 35.30 Производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха;
  • 38.11 Сбор неопасных отходов;
  • 38.12 Сбор опасных отходов;
  • 38.21 Обработка и утилизация неопасных отходов;
  • 38.22 Обработка и утилизация опасных отходов;
  • 38.32 Утилизация отсортированных материалов;
  • 39.00 Предоставление услуг в области ликвидации последствий загрязнений и прочих услуг, связанных с удалением отходов;
  • 49.31 Деятельность сухопутного пассажирского транспорта: перевозки пассажиров в городском и пригородном сообщении;
  • 49.41 Деятельность автомобильного грузового транспорта;
  • 50.10 Деятельность морского пассажирского транспорта;
  • 50.20Деятельность морского грузового транспорта;
  • 52.22 Деятельность вспомогательная, связанная с водным транспортом.

Нормативные правовые акты и иные документы, регулирующие выбросы парниковых газов:

  • Приказ Минприроды России от 29.06.2017 № 330 «Об утверждении методических указаний по количественному определению косвенных энергетических выбросов парниковых газов»;
  • Распоряжение Минприроды России от 30.06.2017 № 20-р «Об утверждении методических указаний по количественному определению объема поглощения парниковых газов»;
  • Распоряжение Минприроды России от 16.04.2015 № 15-р «Об утверждении методических рекомендаций по проведению добровольной инвентаризации объёма выбросов парниковых газов в субъектах Российской Федерации»;
  • Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 30.06.2015 № 300 «Об утверждении методических указаний и руководства по количественному определению объема выбросов парниковых газов организациями, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность в Российской Федерации»;
  • Методические рекомендации по проведению добровольной инвентаризации объемов выбросов парниковых газов в субъектах Российской Федерации, утвержденные Минприроды России от 16.04.2015 № 15-р.;
  • Методические указания по количественному определению объема поглощения парниковых газов, утвержденных распоряжением Минприроды РФ от 30.06.2017 № 20-р.

Документы в области стандартизации и иные документы, в соответствии с которыми проводится валидация и/или верификация:

  • ГОСТ Р ИСО 14064-1-2021
  • ГОСТ Р ИСО 14064-3-2021
  • ГОСТ Р ИСО 14067-2021
  • ГОСТ Р 56267-2014/ ISO/TR 14069:2013

Расчет конкретного ценового предложения по валидации или верификации
утверждения по парниковым газам, осуществляется с учетом ключевых вопросов,
связанных с разработкой расценки, если это применимо, включая следующие
входные данные:

  1. Предлагаемый уровень уверенности, существенность, критерии, цели и область применения;
  2. Сложность утверждения по парниковым газам;
  3. Сложность проекта или организации, а также процессов измерения/мониторинга;
  4. Организационная среда, включая структуру организации, которая разрабатывает и управляет утверждением по парниковым газам;
  5. Базовая линия сценария для валидации и верификации проекта, включая выбор и количественную оценку источников, поглотителей и накопителей парниковых газов, применимых к базовой линии сценария;
  6. Идентифицированные источники, поглотители и накопители парниковых газов и их мониторинг для верификации организации;
  7. Процессы, предоставляющие информацию и данные в утверждение по парниковым газам;
  8. Организационные связи и взаимодействия между заинтересованными сторонами, ответственными сторонами, клиентом и предполагаемыми пользователями;
  9. А также требования критериев валидации или верификации.
Расчет затрат времени на валидацию или верификацию заявления по парниковым газам, относящегося к сгруппированному проекту, осуществляется, в том числе с учетом обязательного документа Международного форума по аккредитации (IAF) IAF MD 6:2014 «Обязательный документ IAF для применения стандарта ISO 14065:2013». Расчет затрат времени на верификацию заявления по парниковым газам, относящегося к реестру по парниковым газам, включающему ряд данных о различных уровнях производственных объектов, осуществляется, в том числе с учетом обязательного документа Международного форума по аккредитации (IAF) IAF MD 6:2014 «Обязательный документ IAF для применения
стандарта ISO 14065:2013».

Стоимость работ по валидации или верификации определяется по формуле:

C = t x T x (1+ K + K /100) x 1,2

где:

  • t - трудоемкость валидации или верификации, чел.-дн.;
  • T - дневная ставка эксперта по валидации/эксперта по верификации, руб.;
  • K - норматив начислений на заработную плату, установленный действующим законодательством, %;
  • K - коэффициент накладных расходов, %;
  • 1,2- коэффициент страхового случая (банковский депозитарий).

Стоимость рабочего дня эксперта по валидации/верификации устанавливается соответствующим нормативным актом. Расчет стоимости работ по валидации или верификации парниковых газов предоставляется заказчику на этапе согласования проекта договора на оказание услуг по валидации или верификации.

Главной целью политики в области менеджмента (далее - СМ) является оказание услуг по проведению валидации и верификации парниковых газов (ПГ), доступных всем потребителям услуг, на соответствие законодательно установленным требованиям, национальным стандартам и международным стандартам и требованиям, заявленным потребителями услуг, исключая любую форму дискриминации по отношению к заявителю, соблюдая требования по беспристрастности


Для реализации главной цели политики в области СМ перед экспертами и другим персоналом Органа по валидации и верификации (ОВиВ) стоят следующие задачи:

  • Приоритетность вопросов компетентности и качества в деятельности персонала ОВиВ;
  • Обеспечение чёткой организации работ за счёт рационального распределения функций и ответственности;
  • Перемещение центра тяжести на оценку рисков и предотвращение проблем, а не на их выявление и устранение после возникновения;
  • Обеспечение соответствия системы менеджмента Критериям аккредитации,утверждённым Приказом Минэкономразвития России от 26.10.2020 г. №707, требованиям ГОСТ Р ИСО 14065-2014, постоянного повышения её результативности.

Решения поставленных задач ОВиВ обеспечивает следующими средствами:

  • Вовлечением каждого работника в процесс повышения качества оказываемых услуг;
  • Созданием высокоэффективной системы мотивации персонала%
  • Безусловным выполнением правил и порядков проведения валидации и верификации;
  • Разработкой механизмов обеспечения и поддержания требования по беспристрастности - безусловное соблюдение требований по беспристрастности, включающих потенциальные угрозы беспристрастности: финансовые и личные интересы, близкие взаимоотношения, стороннее влияние, совмещение консультационной и деятельности по валидации и верификации одновременно;
  • Управлением ситуациями, связанными с конфликтом интересов, гарантируя объективность своих действий при валидации и верификации ПГ;
  • Обеспечением пользователей актуализированной нормативной, методической и организационной документацией;
  • Систематическим повышением компетентности персонала.

ОВиВ обязуется соблюдать критерии аккредитации и требования к аккредитованным лицам. Работники ОВиВ, участвующие в проведении работ по валидации или верификации, ознакомлены с Руководством по СМ, документами СМ и руководствуются в своей деятельности политикой в области СМ.

Высшее руководство ОВиВ берёт на себя обязательство по реализации политики области СМ, её оценки и актуализации в соответствии с изменяющимися требованиями потребителей, обеспечению беспристрастности в ходе работ по валидации и верификации РГ, обеспечению соответствия ОВиВ критериям аккредитации и требованиям к аккредитованным лицам и по обеспечению соответствия системы менеджмента ОВиВ требования ГОСТ Р ИСО 14065-2014 и постоянному повышению её результативности.

Права заказчика определяются при заключении договора (форма договора Приложение Г) на оказание услуг по валидации или верификации с каждым заказчиком индивидуально и в общем случае включают права заказчика на:
  • Установление необходимого уровня заверения валидации или верификации;
  • Согласование целей валидации или верификации;
  • Установление критериев валидации или верификации;
  • Установление области применения валидации или верификации.
Обязанности заказчика определяются при заключении договора на оказание услуг по валидации или верификации с каждым заказчиком индивидуально и в общем случае включают следующие обязательства заказчика:
  • Соответствовать требованиям валидации или верификации;
  • Предоставить органу по валидации и верификации парниковых газов всю необходимую для оказания услуги по валидации или верификации парниковых газов информацию и документацию и своевременно информировать об изменениях в указанных сведениях, а также принимать все необходимые меры, обеспечивающие проведение валидации или верификации, включая обеспечение органу по валидации и верификации парниковых газов проведения проверки документов и доступа ко всем соответствующим процессам, областям, записям и персоналу;
  • Обеспечивать, если необходимо, оказание помощи наблюдателям.

ОЦЕНКА ВОДНОГО СЛЕДА ПРОДУКЦИИ

Принципы, требования проведения оценки соответствуют ГОСТ Р-ИСО 14046-2017 (ISO 14046-2017), ГОСТ Р ИСО 14044-2019 (ISO 14044-2019).

Помимо «углеродного следа», предлагаем проведение оценки «водного следа» продукции.

Оценка водного следа может проводиться в виде самостоятельной оценки, где учитываются только потенциальные экологические воздействия, связанные с водными ресурсами, либо как часть общей оценки жизненного цикла, где учитывается максимально полный набор экологических воздействий, а не только потенциальные экологические воздействия. Конкретная область применения оценки водного следа определяется в соответствии с требованиями заказчика.

Оценка «водного следа»:

  • Основана на оценке жизненного цикла (в соответствии с ИСО 14044);
  • Является модульной (т.е. водный след на различных стадиях жизненного цикла может быть просуммирован, чтобы выполнить общую суммарную оценку водного следа);
  • Идентифицирует потенциальные экологические воздействия, связанные с водными ресурсами;
  • Включает в себя соответствующие географические и временные измерения;
  • Определяет объемы водопотребления и изменения качества воды;
  • Использует знания по гидрологии.
Оценка водного следа может учитываться при:

  1. Оценке величины потенциальных экологических воздействий, относящихся к водным ресурсам;
  2. Идентификации возможности снижения потенциальных экологических воздействий, относящихся к воде и связанных с продуктами, процессами и организациями на различных стадиях жизненного цикла;
  3. Стратегическом управлении рисками, связанными с водными ресурсами;
  4. Повышении эффективности водопользования и оптимизации управления водными ресурсами на уровне производства, процесса и организации;
  5. Информировании лиц, принимающих решения в промышленном секторе, в правительственных и неправительственных организациях в части связанных с водой потенциальных экологических воздействий (например, при стратегическом планировании и расстановке приоритетов, при проектировании или внесении изменений в продукцию или процессы, при принятии решений по инвестированию ресурсов);
  6. Обеспечении согласованной и надежной информацией, основанной на научных данных по результатам исследований и оценки водного следа.
Оценка водного следа проводится с помощью Системы добровольной сертификации «Климатический проект», зарегистрированной Управлением стандартизации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) в Едином реестре 19 мая 2021 г. (приказ Минпромторга России от 10.10.2012 г. № 1440).

Объектом сертификации является система управления субъектами хозяйственной и иной деятельности по регулированию использования воды в целях сокращения её потребления, включая сертификацию водных единиц сокращения для дальнейшего их использования в качестве компенсационных единиц на основе экономических механизмов «чистого развития».

Деятельность Системы «Климатический проект» направлена на достижение следующих целей:

  • Подтверждать снижение уровня потребления российскими и зарубежными субъектами хозяйственной деятельности потребления воды за отчётный период, включая сокращение водного следа продукции;
  • Гармонизация деятельности по сертификации управления субъектов хозяйственной и иной деятельности с требованиями международных и зарубежных норм и правил.

ЗАКАЗАТЬ